Деловые издания для профессионалов
Журнал Пресс-служба

PR2016 46860

издательский дом имидж-медиа   
О журнале
Читать журнал
Альманахи
Архив номеров
PR-ЭКСПРЕСС
Подписаться
Отзывы подписчиков
Новости
Тренинги, семинары, конференции
Термины
Наши авторы
Требования к материалам
Контакты
Письмо в редакцию
Корпоративный блог
Конкурс «Мисс Пресс-служба»
Архив конкурса «Пресс-служба года-2012»
«Пресс-служба года-2011»
Архив конкурса «Пресс-служба года-2010»
Архив конкурса «Пресс-служба года-2009»
Реклама в журнале
Реклама на сайте
выставки, семинары

Госструктуры как источник культурно-символической политики

Вниманию читателей предлагается книга о культурно-символической политике, образах и смыслах культуры политики. Междисциплинарное исследование включает мнения о символах, предоставленные руководителями субъектов Российской Федерации, главами государств, дипломатами, депутатами Государственной Думы ФС РФ, чиновниками России и иностранных государств. Исследуются символические модели различных сообществ, особое внимание уделяется современной российской имперско-советско-президентской символической модели. Начала культурно-символической политики рассматриваются как процессы создания и материализации культурных символических моделей, которые включают культивирование доверия и взаимопонимания, обучения и воспитания, исходя из приоритета критерия истинности, для максимальных мирных общественных достижений.

Книга предназначена всем, кто интересуется как исследованиями символов, так и общественно-политическими проблемами.

В данном уникальном исследовании — десятки мнений о символах, предоставленные представителями госструктур из различных стран. Мнения снабжены краткими или обширными комментариями Д. А. Мисюрова, композиция раскрывает начала культурно-символической политики. Приведем лишь два примера:

1.3. Символика связей

Для полета в космос искали горячие сердца, быстрый ум, крепкие нервы, несгибаемую волю, стойкость духа, бодрость, жизнерадостность.

Ю. А. Гагарин, «Дорога в космос»

В культурно-символической политике связи между символами носят характер физической дополнительности, частицы и волны, где в качестве волны выступает преимущественно идеальная ипостась символа, его смысл, а в качестве частицы — преимущественно образ. Для познания и преобразования, изменяющиеся объекты рассматриваются как взаимосвязанные образы и смыслы.

Для выявления связей в символической системе показательно мнение Главы Республики Карелия С. Л. Катанандова о Символах Республики Карелия[1]:

Символы Республики Карелия

Республика Карелия, которой я руковожу с 1998 года, является частью Российской Федерации — многонационального государства с множеством культур, языков и народов. Одним из этих народов являются карелы, которые издревле населяли землю между Онежским и Ладожским озерами на юге и Белым морем — на востоке. Они и дали название республике.

Своей государственности, а, соответственно, и своей символики карелы не имели до начала XX века. Первым стабильным административно-национальным образованием на территории республики стала Карельская трудовая коммуна, созданная постановлением ВЦИК от 8 июня 1920 года.

В 1999 году Законом Республики Карелия установлено, что 8 июня является Днем Республики Карелия. Этот праздник очень дорог и мне, и моим землякам. День республики мы считаем днем истории края и праздником становления государственности Карелии. Это праздник земли, где мы родились и выросли, где растут наши дети.

Празднование Дня Республики традиционно сопровождается выставками, фестивалями и концертами в столице и районах республики. Карелия чествует своих героев — ветеранов войны и труда. По уже сложившейся традиции к этому дню в республике открываются новые социальные сооружения.

Карелия входила в состав СССР, имея в разное время различный статус (в том числе была шестнадцатой союзной республикой — Карело-Финской ССР). В августе 1990 года Верховный Совет принял декларацию о государственном суверенитете Карельской АССР, а в 1991 году наша республика была переименована в Республику Карелия.

К тому моменту Карелия имела свои герб и флаг, принятые в 1978 году, однако в связи с процессами, происходившими в обществе, эти символы необходимо было менять.

Поэтому в ноябре 1991 года Президиум Верховного Совета РК принял постановление, согласно которому объявлялся конкурс на создание новой государственной символики, отражающей национальные исторические традиции и особенности.

Герб Республики Карелия представляет собой прямоугольный закругленный в нижней трети, трижды пересеченный в равных долях цветами государственного флага Республики Карелия щит с изображенным на нем профилем стоящего медведя черного цвета. Золотое обрамление щита переходит в стилизованное изображение ели с левой стороны и сосны — с правой. В навершии щита расположена восьмиконечная звезда (сдвоенный крест) золотого цвета.

Важно отметить, что флаг и герб Карелии не являются простым случайным сочетанием цветов и фигур, а имеют свое значение, причем значение имеет как каждый элемент, так и их совокупность.

Работая над созданием герба, его автор Юрий Нивин изучал архивный, исторический материал и даже провел собственное социологическое исследование, опросив несколько сотен жителей республики. Исследование касалось ассоциативного цветового восприятия Карелии, что должно было найти отражение в цветовой гамме герба.

Выяснилось, что у большинства опрошенных (98%) пространство Карелии ассоциируется с синим, голубым и зеленым цветами — это цвета бескрайних лесных просторов, тысяч озер и рек. Белый цвет добавили к ним 13% опрошенных, и 2% — красный.

Медведь — одна из популярных фигур в геральдике, встречающаяся во многих европейских и российских гербах. Одновременно медведь — один из почитаемых животных у финно-угорских народов, к которым относятся карелы. В современном местном фольклоре фигура медведя объясняется следующим образом: если взять картографические очертания Республики Карелия, и, перевернув их вверх ногами, мысленно дорисовать одну из лап, получится этот самый медведь с герба республики.

В навершии щита расположена восьмиконечная звезда (сдвоенный крест) золотого цвета — это довольно распространенный элемент карельской и вепсской вышивки. Восьмиконечная звезда — астральный знак, символ путеводной звезды народа, источник жизни, счастья и процветания, богатства, изобилия, символ высоких устремлений и идеалов.

Философское олицетворение этих устремлений отражено в памятнике духовной культуры карельского народа — эпосе «Калевала», в образе мельницы Сампо — «Счастья вечного начало». Это роднит Карелию с другими финно-угорскими народами. Схожий символ в гербах и флагах имеют республики Российской Федерации Мордовия, Удмуртия, Чувашия.

Украшения щита в виде сосны и ели символизируют исключительно важную роль этих деревьев в жизни Карелии. Сосновые леса занимают примерно 60 процентов лесного массива нашей республики, еловые — около 30 процентов. Изображение ели и сосны — часто встречающийся элемент карельского орнамента, что является отголоском древних представлений, связанных с почитанием растительности.

Официальные символы республики также вошли в состав эмблемы Дня Республики Карелия, созданной к ее 80-летнему юбилею. Центральное место в эмблеме занимает герб Карелии, наложенный на карту республики, на фоне флагов России и Карелии, вписанных в щит определенной формы. Эта эмблема каждый год служит символом Дня Карелии, меняется лишь год в верхней части эмблемы.

Использование герба и флага Республики Карелия можно видеть в эмблемах, знаках и логотипах различных праздников, газет, предприятий. Эти символы уважаемы и любимы жителями нашего края, поскольку имеют определенную традицию, отражают исторические, географические и экономические особенности Республики Карелия, являются объединительными символами для всего населения республики.

Глава Республики Карелия С. Л. Катанандов

Характер взаимосвязи символов во многом определяется временем и местом взаимодействия. Распространены попытки перенести исследования символического на некий универсальный культурный уровень[2], однако существует определенный контекст конкретно-исторических символических связей. Риторика речей политиков — один из основных источников образов и смыслов эпох.

В исполненной символами статье Главы Республики Карелия особенно ценны связи в символической системе, характеризующей современную Карелию. В частности, прослеживается взаимосвязь национальной и государственной символики, в том числе в названии республики. Символика пространства (контур Карелии на карте) и древние верования преобразуются в ключевой символ — Медведя, занимающего центральное место в гербе, образы ели и сосны входят в орнамент и в современную макроэкономическую процентную символику, а сочетание символов гармонично образует эмблему Дня Республики Карелия. Восьмиконечная звезда как «астральный знак, символ путеводной звезды народа, источник жизни, счастья и процветания, богатства, изобилия, символ высоких устремлений и идеалов» образует символическуюсвязь с другими народами, официальными и неофициальными символами, другими временами и идеалами. Указание на конкурс символики, символизирует связь представителей официальной власти и граждан, не облеченных властными полномочиями. Причем даже выбор цветов символики-победителя проходил с опорой на мнение народа, что также наглядно подтверждает право символов называться базой новой коммуникации, основой установления обратных связей различного уровня. Особо символичен духовный памятник культуры эпос «Калевала», ставший символом всего человечества. Так эпическая мельница Сампо — «Счастья вечного начало» — прославила Карелию, Россию и мировую эпоху, а глава региона, символически выражая современную Республику Карелия, явил пример культуры, основанной на знании символов и понимании их значения в упорядочивании хаоса окружающей действительности, в том числе в поиске культурного разрешения межнациональных проблем. Достижения прошлого и настоящего символично связаны: «Празднование Дня Республики традиционно сопровождается выставками, фестивалями и концертами в столице и районах республики. Карелия чествует своих героев — ветеранов войны и труда. По уже сложившейся традиции к этому дню в республике открываются новые социальные сооружения».

Связи между символами, возможно, носят характер физической дополнительности, частицы и волны, где в качестве волны выступает идеальная ипостась символа, его смысл, а в качестве частицы — образ. Возможно, стремление к достижениям также связано с физическим принципом дополнительности, когда для освоения объекта, необходимо, например, рассмотреть его природу и как частицы, и как волны, причем волну здесь можно скорее отнести к символическому смыслу, а частицу — к образу. В других теориях применение принципа дополнительности в политической науке дает ценные результаты[3]. Любое достижение — это триумф общественной согласованности.

Масштабные символические модели исходят из локального взаимодействия людей в процессе труда и отдыха. В символических играх создаются модели сотрудничества. Насколько труд — праздник, насколько труд — свободный выбор, настолько счастливее общество. Символические утопии также важны для культурно-символического моделирования, как и строгий математический расчет.

Символика «Калевалы» говорит о мечте и труде — ключевых символах человечества:

На четвертый день нагнулся
Тот кователь Ильмаринен
Посмотреть, что получилось
На пылавшем дне горнила;
Из огня там плуг выходит,
У него сошник из злата,
Стержень плуга был из меди
И серебряная ручка.
С виду был тот плуг прекрасен...[4].

3.7. Символическое моделирование

И я в своем слове, обращенном к участникам митинга, сказал о том, что как было бы хорошо, если бы все страны разоружились и стали соревноваться, кто выше и дальше будет летать в космос, кто сделает больше научных открытий.

Ю. А. Гагарин «Дорога к звездам»

История человечества — это история борьбы за свободу создания и воплощения в жизнь символических моделей и история освобождения от символических моделей. Ошибки в символическом моделировании на национальном уровне обходятся обществу очень дорого, поэтому столь серьезна борьба за ключевые национальные идеи. Удачные символические модели могут стать образцами для всего человечества.

Президент (в 2007 году) и министр иностранных дел Швейцарии Мишелин Калми-Рей порекомендовала использовать для книги «Символы о символах» свое символичное выступление по случаю празднования 1-го августа[5] (национальный праздник Швейцарской Конфедерации):

Обращение Президента и министра иностранных дел Швейцарии Мишелин Калми-Рей по случаю празднования 1-го августа. Швейцарская Конфедерация, Рютли, среда, 1 августа 2007 год.

...

Дорогие швейцарцы и швейцарки, дорогие жители и жительницы страны,

Я приветствую вас всех, приветствую на Рютли.

Сегодня, 1-го августа, я очень рада, что праздную вместе с вами 716-й день рождения нашей страны на этом лугу.

Луг Рютли — не обычный луг. Это символ Швейцарии, он символизирует то, что объединяет нас. Здесь сформировалась современная Швейцария с ее обществом — демократическая и многонациональная.

Объединяет нас не язык, религия и происхождение. Нас объединяет желание жить вместе и такие символы, как Рютли, такие ценности, как нейтралитет. Это все то, что связывает любого из нас с нашей страной, это наши политические институты, наша мирная и демократическая традиция. Это наша тесная связь с нашей природой, озерами и горами, ароматами. Это патриотизм, и он есть во всех нас. Невозможно, чтобы какое-нибудь одно меньшинство объявило Национальный праздник на лугу Рютли исключительно своим, а другим отказало бы в доступе и лишило бы их слова. Я благодарю всех вас  вас, пришедших сюда, чтобы защитить свободу слова и свободу собраний.

Откуда бы родом мы ни были и кем бы мы ни были, права у нас одинаковые. В сегодняшнем открытом мире с его бесконечным многообразием облик Швейцарии в большей степени, чем когда-либо, характеризуют свобода мнения, свобода собраний и свобода вероисповедания. Никто, будь то правое или левое меньшинство, не должен и не может использовать государство, созданное нашими общими усилиями и являющееся нами самими, в своих личных интересах.

Меня удивило, как много было высказано сомнений в преддверии празднования этого 1-го августа. Одни сочли сумасбродной идеей, что в этот раз на этом лугу 1-го августа будут выступать с речью две женщины. Другие поставили на обсуждение вопрос, подобает ли приверженцам левого политического крыла вообще отмечать Национальный праздник на Рютли. А почему же нет? Нам, женщинам, на протяжении многих поколений пришлось бороться за то, чтобы в собственной стране добиться элементарных человеческих прав в политической сфере.

Прошло всего лишь пятьдесят лет с тех пор, как швейцарская община Унтербэх в Вале впервые ввела право голоса для женщин. Неравноправие между мужчиной и женщиной все еще остается: за равноценную работу женщины получают на 20% меньше. В наших политических органах женщины представлены не так, как это соответствует их проценту в народонаселении. А на этажах руководства их можно встретить, в основном, за монитором или с пылесосом в руке. Зато женщины выполняют 80% работы по дому. И все еще не хватает яслей и детских садов.

Дорогие женщины, воскресные речи и красивые законы Конституции здесь не помогут. Чтобы изменить такое положение вещей, нужно действовать.

Дорогие швейцарцы и швейцарки,

Мы живем в такое время, когда обостряются социальные различия. Не только материальные различия в распределении благосостояния в нашем обществе, но и этнические, культурные и религиозные. Эти различия стары, как само человечество. У них всегда две стороны — они могут вести как к взаимному обогащению, так к конфликту и разрушению. И существование второго часто бывает сопряжено с чувством утраты, утраты себя, утраты своей родины. Реакция на эту утрату — страх. Кто боится, тот ограничивает сам себя, строит заборы и укрепляет границы. При этом другие становятся еще более «другими», и теряется возможность найти общий язык. Но в мирном сосуществовании Швейцария сумеет сохранить свое лицо в 21-м веке. Нам это под силу. В способности устанавливать связи и грамотно обращаться с многообразием всегда была и есть наша сила.

То, что я вам говорю, не абстрактные эстетствующие размышления, а жесткая политическая реальность. Наша сплоченность, наша способность жить вместе в открытой Швейцарии и творить свое будущее — качества, которые даются нам не всегда просто. Нам приходится выбирать: интегрировать или исключить.

В стране существуют политические силы, бесстыдным образом эксплуатирующие наши страхи и тревоги. Вчера они были направлены на итальянских гастарбайтеров. Сегодня — против мусульман в нашей стране, которые сделались предметом новой культурной войны.

Последнее проявление этой политики запугивания и дискредитации — предложение вышвыривать из Швейцарии подростков-правонарушителей вместе с их семьями. Мы не можем этого допустить. Изгнание не решает проблем, а обостряет их. Мы не можем не замечать, что уровень преступности среди подростков-иностранцев непропорционально высок. Но мы знаем, что это связано не с культурно-этническим происхождением. Здесь гораздо более важную роль играют факторы риска, которые могут приводить к насилию и преступлениям и среди швейцарцев, а именно, социальное происхождение, недостаток образования и половая принадлежность. Подростковое насилие — социальная, а не этническая проблема. Важно, чтобы мы все нашли общий язык, важно, чтобы была интеграция; важно, чтобы при всех различиях в происхождении и культурной принадлежности мы вместе работали над тем, чтобы жизнь внутри Швейцарии стала мирной и всегда оставалась таковой.

У нас есть Конституция. У нас есть законы. И они распространяются на всех. Нам не нужны специальные регулирования. Но не будем забывать, что пятая часть нашего населения должна лишь следовать этим законам, а принимать участие в их формировании не может. Наша демократия сможет стать лучше.

Мы — патриоты, любящие свою страну и живущих в ней людей. Мы — не националисты, ненавидящие других и изгоняющие их. Мы никого не обособляем. Мы принимаем и интегрируем. Мы знаем, что такое плюрализм и многообразие — многообразие происхождений и многообразие культур. Это в нашем характере. На этом зиждутся наши ценности, которые сплачивают Швейцарию.

Но ценности не растут на деревьях. Их нельзя вот так просто сорвать. Они растут в историческом процессе, возникают в дискурсе, в мыслях, в политической практике и разумном урегулировании разногласий. Мы должны обсуждать эти ценности, проверять их, культивировать их и, если необходимо, отстаивать и вступаться за них.

Дорогие швейцарцы и швейцарки,

Я благодарна судьбе за то, что я швейцарка. Я горжусь тем, что могу принимать участие в жизни своей страны, где не доминирует ни одна конкретная группа, а все меньшинства пользуются уважением и могут участвовать в принятии решений; страны, где люди, принадлежащие различным культурам и говорящие на разных языках, построили действующее государство — государство, которое защищает своих гражданок и граждан и дает им чувство родины.

...

Швейцария многого достигла. Это должно наполнять нас благодарностью и радостью. Раз в год мы можем и должны это продемонстрировать и отпраздновать. Для всех тех, кто верит в Швейцарию, наш Национальный праздник — не обычный день. Так же, как и луг Рютли — не обычный луг. Он символизирует нашу волю совместными усилиями защищать и отстаивать то, что нас объединяет.

Я поздравляю вас всех с нашим Национальным праздником.

...

Лидеру Швейцарии пришлось использовать несколько европейских языков, чтобы лучше донести образы и смыслы своей праздничной речи, символическую модель Швейцарии миру. Весь пафос, логос, этос выступления — подтверждение истины о том, что любое единство, независимость и процветание страны — плод упорной многолетней борьбы и труда: «Но ценности не растут на деревьях. Их нельзя вот так просто сорвать. Они растут в историческом процессе, возникают в дискурсе, в мыслях, в политической практике и разумном урегулировании разногласий. Мы должны обсуждать эти ценности, проверять их, культивировать их и, если необходимо, отстаивать и вступаться за них».

Реальность Швейцарии — это постоянная сознательная борьба, зачастую скрытая за общим образом благополучия, это постоянное символичное разрешение проблем под эгидой основополагающих идеалов «нейтралитет», «мирная и демократическая традиция», «тесная связь с нашей природой», «это патриотизм». В итоге — реальные достижения, победы и праздники как символы страны. Знаменитые швейцарские часы, швейцарские курорты и швейцарские банки — это лишь некоторые проявления раскрытия общих символических моделей. Имеет смысл обратить особое внимание на риторику лидера выдающейся страны в столь символичный день, день празднования 716-летия истории Швейцарии:

«Мы живем в такое время, когда обостряются социальные различия. Не только материальные различия в распределении благосостояния в нашем обществе, но и этнические, культурные и религиозные. Эти различия стары, как само человечество. У них всегда две стороны — они могут вести как к взаимному обогащению, так к конфликту и разрушению. И существование второго часто бывает сопряжено с чувством утраты, утраты себя, утраты своей родины. Реакция на эту утрату — страх. Кто боится, тот ограничивает сам себя, строит заборы и укрепляет границы. При этом другие становятся еще более „другими“, и теряется возможность найти общий язык. Но в мирном сосуществовании Швейцария сумеет сохранить свое лицо в 21-м веке».

Многие ли люди способны искренне сказать о себе и своей стране словами Мишелин Калми-Рей, предложениями, которые могут стать символом — манифестом гуманизма:

«Я благодарна судьбе за то, что я швейцарка. Я горжусь тем, что могу принимать участие в жизни своей страны, где не доминирует ни одна конкретная группа, а все меньшинства пользуются уважением и могут участвовать в принятии решений; страны, где люди, принадлежащие различным культурам и говорящие на разных языках, построили действующее государство — государство, которое защищает своих гражданок и граждан и дает им чувство родины».

В идеальной форме символически моделируется будущее, которое при всей корректировке практикой, отразит дух и букву символичного выступления политика.

Подробнее о книге «Символы о символах: Начала культурно-символической политики», а также о других исследованиях символов см. http://politsymbol.narod.ru.

 


 

[1]Катанандов C. Л. Символы Республики Карелия // Письмо Д. А. Мисюрову, электронная почта от 14 декабря 2007, Т. А. Колесова, начальник Экспертно-аналитического управления Администрации Главы Республики Карелия.

[2]Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии / Пер. с англ.  М., 2001.

[3]Rasmussen Erik. Complementarity and Political Science: An Essay on Fundamentals of Political Science Theory and Research Strategy. OdenceUniversityPress, 1987.

[4]Калевала / Пер. с финн. Л. П. Бельского. — СПб., 2007. — 117 с.

[5]Калми-Рей Мишелин. Обращение Президента и министра иностранных дел Швейцарии Мишелин Калми-Рей по случаю празднования 1-го августа2007 г. / Пер. ОбращенияснемецкогоЛ. Проценко // ПисьмоД. А. Мисюрову, Berne, 14th January 2008, Micheline Calmy-Rey, Federal Councillor. Website in German: http://www.eda.admin.ch/etc/medialib/downloads/edazen/dfa/head/speech.Par.0186.File.tmp/0807_Ruitli_d.pdf.

Примеры статей из журнала «Пресс-служба» » (назад)

Еще статьи из журнала

Диагноз: аналитическая гипотония

Парадоксы кризиса и посткризисные горизонты PR в России

Владислав Шулаев: «От аббревиатуры PR пора отказываться»

Методика измерения репутации компаний в социальных медиа

УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ: ЗАЧЕМ, КАК И КОГДА РЕПУТАЦИЯ НУЖНА В БИЗНЕСЕ


Альманахи Издательского Дома "Имидж Медиа"

[[area-news]]
Рассылка о связях
с общественностью
Вы хотите получать новые материалы по теме свЯзей с общественностью? Тогда подпишитесь на рассылку Тимура Асланова.
реклама

PRСС_120х600



О журнале | Читать журнал | Архив номеров | Подписаться | Тренинги, семинары, конференции | Конкурс | Контакты | ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ | Подписаться на рассылку

© 2005—2017, Издательский дом «Имидж-Медиа»

127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 6, оф. 305
тел. (495) 540-52-76 (многоканальный)